ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
Проект
Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения
экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников
основной школы в новой форме в 2013 году
Государственная
(итоговая) аттестация выпускников основной школы с использованием
механизмов независимой оценки знаний путем создания территориальных экзаменационных
комиссий осуществляется в 2013 г. по 14 предметам на основе централизованно
разработанных экзаменационных материалов.
Система
оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы по общеобразовательным
предметам создавалась с учетом требований теории и практики педагогических
измерений и традиций преподавания каждого учебного предмета.
При
разработке шкал оценивания результатов выполнения экзаменационных работ по общеобразовательным
предметам использовались экспертные методы, основанные на анализе содержания каждого
задания и всей экзаменационной работы, а также анализе результатов выполнения
заданий и работы в целом группами учащихся с различными уровнями подготовки по
предмету. В процессе работы согласовывались позиции экспертов относительно
требований к подготовке учащихся, необходимых для получения различных отметок
по традиционной 5-балльной шкале.
Разработанные
специалистами ФИПИ шкалы перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной
шкале для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной
школы в новой форме носят рекомендательный характер. Факт изменения территориальной
экзаменационной комиссией шкалы перевода баллов должен быть зафиксирован в отчете
комиссии. Копии данных отчетов должны быть направлены в Рособрнадзор для учета
в дальнейшей работе.
Результаты
экзамена используются для государственной (итоговой) аттестации выпускников
основной школы и формирования профильных классов, приема в учреждения начального
и среднего профессионального образования, а также для аккредитации образовательных
учреждений и аттестации педагогических кадров.
Необходимо
отметить, что это возможно только при условии участия в экзамене представительной
выборки учащихся данного образовательного учреждения, а также учета дополнительных
данных, характеризующих начальную подготовку учащихся и условия обучения в
конкретном образовательном учреждении.
Ниже
приведены рекомендации по переводу первичных баллов за выполнение экзаменационной
работы в отметки по пятибалльной шкале, а также использованию и интерпретации
результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной
(итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2013 году.
1. РУССКИЙ ЯЗЫК
Максимальное
количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной
работы, – 42.
Таблица 1
Шкала пересчёта первичного балла за
выполнение
экзаменационной работы в отметку по
пятибалльной шкале
Отметка по
пятибалльной
шкале
|
«2»
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
Общий балл
|
0 – 17
|
18 – 27
|
28 – 36,
из них не менее 4 баллов
по критериям ГК1 - ГК4.
Если по критериям ГК1–ГК4
учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».
|
37 – 42,
из них не менее 6
баллов по критериям ГК1 - ГК4.
Если по критериям ГК1–ГК4
учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».
|
Рекомендуемый
минимальный балл для отбора учащихся в профильные классы средней (полной) школы
– 34 (не менее 80% от общей суммы первичных баллов).
2. МАТЕМАТИКА
Максимальное
количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной
работы, – 36. Из них – за модуль «Алгебра» –17 баллов, за модуль «Геометрия» –
11 баллов, за модуль «Реальная математика» – 8 баллов.
Рекомендуемый минимальный порог выполнения
экзаменационной работы, свидетельствующий об освоении Федерального компонента государственного
образовательного стандарта в предметной области «Математика», – 8 баллов, набранные в сумме за выполнение
заданий всех трёх модулей, при условии, что по каждому из модулей набрано не
менее 2 баллов. Преодоление этого минимального результата даёт выпускнику право
на получение, в соответствии с учебным планом образовательного учреждения,
итоговой отметки по математике (на основе годовой и экзаменационной отметок по
пятибалльной шкале) или по алгебре и геометрии (на основе годовых отметок, а
также, в случае получения положительных оценок, экзаменационных отметок по
пятибалльной шкале по соответствующим разделам). При этом экзаменационная
отметка может учитываться в итоговой только в случае, если она выше годовой. В
случае преодоления минимального порога в сумме за всю работу и неполучения
положительной оценки по алгебре и(или) геометрии, итоговая отметка по соответствующему
предмету выставляется на основе годовой отметки.
С учетом анализа результатов ГИА-9 по математике в
предыдущие годы, пожеланий образовательных учреждений, разработаны рекомендованные
шкалы пересчёта первичного балла в экзаменационную отметку по пятибалльной
шкале:
суммарного балла за выполнение работы в целом – в
экзаменационную отметку по математике (табл. 2);
суммарного балла за выполнение модуля «Алгебра» – в
экзаменационную отметку по алгебре (табл. 3);
суммарного балла за выполнение модуля «Геометрия» –
в экзаменационную отметку по геометрии (табл. 4).
Таким образом, суммарный балл, полученный
выпускником по результатам ГИА, является объективным и независимым показателем
уровня его подготовки.
Таблица 2
Шкала пересчёта суммарного балла за
выполнение
экзаменационной работы в целом в отметку
по математике
Отметка по пятибалльной шкале
|
«2»
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
Суммарный балл за работу в целом
|
0 – 7
|
8 – 17
|
18 – 27
|
28 – 36
|
Таблица 3
Шкала пересчёта суммарного балла за
выполнение
модуля «Алгебра» в отметку по алгебре
Отметка по пятибалльной шкале
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
Суммарный балл по модулю «Алгебра»
|
6 – 8
|
9 – 12
|
13 – 17
|
Таблица 4
Шкала пересчёта суммарного балла за
выполнение
модуля «Геометрия» в отметку по
геометрии
Отметка по пятибалльной шкале
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
Суммарный балл по модулю «Геометрия»
|
4 – 6
|
7 – 9
|
10 – 11
|
3. ФИЗИКА
Максимальное количество баллов, которое может
получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 40.
Таблица 5
Шкала пересчёта первичного балла за
выполнение
экзаменационной работы в отметку по
пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале
|
«2»
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
Общий балл
|
0 – 8
|
9 – 18
|
19 – 29
|
30 – 40
|
Результаты экзамена могут быть использованы при
приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в
профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует
30 баллам.
4. ХИМИЯ
Максимальное количество баллов, которое может
получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 33.
Таблица 6
Шкала пересчёта первичного балла за
выполнение
экзаменационной работы в отметку по
пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале
|
«2»
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
Общий балл
|
0 – 8
|
9 – 17
|
18 – 26
|
27 – 33
|
Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае,
если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник
набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части 3.
Результаты экзамена могут быть использованы при
приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в
профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует
23 баллам.
5. БИОЛОГИЯ
Максимальное количество баллов, которое может
получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 43.
Таблица 7
Шкала пересчета первичного балла за
выполнение
экзаменационной работы в отметку по
пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале
|
«2»
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
Общий балл
|
0 – 12
|
13 – 24
|
25 – 35
|
36 – 43
|
Результаты экзамена могут быть использованы при
приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в
профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует
32 баллам.
6. ГЕОГРАФИЯ
Максимальное количество баллов, которое может
получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 32.
Таблица 8
Шкала пересчёта первичного балла за
выполнение
экзаменационной работы в отметку по
пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале
|
«2»
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
Общий балл
|
0 – 11
|
12 – 19
|
20 – 26
|
27 – 32
|
Результаты экзамена могут быть использованы при
приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в
профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует
24 баллам.
7. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Максимальное количество баллов, которое может
получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 40.
Таблица 9
Шкала пересчёта первичного балла за
выполнение
экзаменационной работы в отметку по
пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале
|
«2»
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
Общий балл
|
0 – 14
|
15 – 24
|
25 – 34
|
35 – 40
|
Результаты экзамена могут быть использованы при
приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в
профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует
30 баллам.
8. ИСТОРИЯ
Максимальное количество баллов, которое может
получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 44.
Таблица 10
Шкала пересчёта первичного балла за
выполнение
экзаменационной работы в отметку по
пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале
|
«2»
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
Общий балл
|
0 – 12
|
13 – 23
|
24 – 34
|
35 – 44
|
Результаты экзамена могут быть использованы при
приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в
профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует
32 баллам.
9. ЛИТЕРАТУРА
Максимальное количество баллов, которое может
получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 23.
Таблица 11
Шкала пересчёта первичного балла за
выполнение
экзаменационной работы в отметку по
пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале
|
«2»
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
Общий балл
|
0 – 6
|
7 – 13
|
14 – 18
|
19 – 23
|
Результаты экзамена могут быть использованы при
приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в
профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует
15 баллам.
10. ИНФОРМАТИКА и ИКТ
Максимальное количество баллов, которое может
получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 22.
Таблица 12
Шкала пересчёта первичного балла за
выполнение
экзаменационной работы в отметку по
пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале
|
«2»
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
Общий балл
|
0 – 4
|
5 – 11
|
12 – 17
|
18 – 22
|
Результаты экзамена могут быть использованы при
приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в
профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует
15 баллам.
11. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
(АНГЛИЙСКИЙ, НЕМЕЦКИЙ, ФРАНЦУЗСКИЙ, ИСПАНСКИЙ)
Максимальное количество баллов, которое может
получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 70.
Таблица 13
Шкала пересчёта первичного балла за
выполнение
экзаменационной работы в отметку по
пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале
|
«2»
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
Общий балл
|
0 – 28
|
29 – 45
|
46 – 58
|
59 – 70
|